Новости
→
25.05.2011
→
Правила сайтостроения
На сайте одной известной веб-студии есть забавное высказывание о том, что заказчики делятся на серьезных и тех, кто сам не знает, чего хочет. Заказчики второго типа названы «божьей карой» для студии. В свою очередь, различные форумы пестрят темами вроде: «Как правильно выбрать исполнителя для разработки сайта?». Предлагаются методы вычисления недобросовестных разработчиков, достойные учебников по военной разведке.
Автору довелось побывать как на стороне исполнителя, так и на стороне заказчика разработки, а, следовательно, столкнуться с определенными трудностями в процессе такого взаимодействия. Поэтому цель данной статьи – отметить ряд простых, но важных моментов, способных сберечь немного времени и нервов обеим сторонам. Если вам впервые предстоят переговоры с разработчиком, вы имеете довольно общее знания о проблеме и планируете дальнейшие действия, этот материал для вас.
С чего начать? Итак, вы решили создать свое представительство в интернете. Или же поступило соответствующее распоряжение от руководства. С чего начать? Перед тем, как обзванивать компании-разработчиков с вопросом: «Сколько стоит сайт?», желательно провести небольшую подготовительную работу. Скорее всего, в веб-студии вам сообщат, что сайты бывают разные, а их стоимость варьируется в зависимости от сложности. Возможно, озвучат слабо привязанные к вашему проекту цифры «от» и «до».
Таким образом, ответить на ряд уточняющих вопросов придется в любом случае. Лучше всего сформулировать ответы на них заранее. Это позволит вам более эффективно донести информацию до исполнителя, а исполнителю – наиболее точно представить объем работ.
Главный вопрос, на который вы можете ответить, прежде всего - для себя, звучит следующим образом: «Зачем нам нужен сайт?». Во многом от того, каким будет ответ, зависят все остальные параметры будущего ресурса. Возможны, к примеру, следующие варианты:
- Представление в интернете основной информации о компании. Любимый многими «сайт-визитка». Как правило, содержит разделы: «О компании», «Контакты» с формой обратной связи, иногда «Новости» и ряд разделов с описанием деятельности.
- Представление в интернете информации о компании и товарах/услугах компании. Корпоративный сайт с каталогом товаров или услуг. Помимо стандартных разделов содержит каталог, иногда с возможностью подбора товаров или услуг по их свойствам.
- Продажи через интернет. Проще говоря - интернет-магазин. Это сайты разной степени сложности, позволяющие посетителям заказать (в некоторых случаях - оплатить) товары или услуги, не покидая дома или рабочего места.
- Сложное индивидуальное решение. К таковым могут относиться объемные тематические порталы, проекты социальных сетей, различные сетевые сервисы, промо-сайты для отдельных событий или товаров. Такие решения, пожалуй, находятся вне контекста данной статьи, поскольку за ними обычно стоит большая подготовительная работа заказчика, существует предварительное техническое задание.
Начиная переговоры с исполнителем, лучше не придерживаться каких-либо обобщающих понятий и терминологии, вроде «сайт-визитка», «корпоративный сайт» и так далее. По запросу: «Мне нужен сайт-визитка» в разных веб-студиях вам предложат продукты, имеющие значительный разброс по стоимости и характеристикам.
Таким образом, желательно отталкиваться от конкретных задач вашего сайта. А какой продукт подберет для вас исполнитель, и как этот продукт будет называться – дело другое.
Что должен уметь ваш сайт? Структура разделов и функциональная часть После того, как определено предназначение проекта, попробуйте поработать с его структурой. Какие разделы будут на вашем сайте, как они будут называться и какую информацию содержать? Изучите сайты конкурентов, партнеров. Продумайте элементы, которые будут наиболее полезны (или наоборот – бесполезны) именно в вашем случае.
Старайтесь не перегружать сайт большим количеством возможно вовсе ненужных функций. К примеру, зачем на корпоративном ресурсе форум? Будут ли на вашем форуме вестись оживленные обсуждения, когда в интернете и так предостаточно специальных тематических площадок? Почему посетители должны воспользоваться вашим форумом, и есть ли в вашей компании человек, который будет поддерживать его в рабочем состоянии?
Если вы хотите получать обратную связь, есть смысл ограничиться разделом «вопросы-ответы», позволяющему посетителю задать вопрос, заполнив форму, и после того, как вы дадите свой ответ, публиковать полученную пару «вопрос-ответ» на сайте. А может быть, вы заведете простую текстовую страничку «Часто задаваемые вопросы»? Реализация такого раздела, скорее всего, ничего не прибавит к смете.
Подобных примеров можно привести достаточное количество. Подписка на рассылку новостей нужна в том случае, если вы готовы поддерживать ее регулярность и насыщенность действительно интересной информацией. Регистрация и авторизация пользователей – если за этим стоят полезные и важные для посетителя функции.
Когда вы предоставите свое видение проекта исполнителю, в хорошей веб-студии обязательно порекомендуют, что изменить, от чего отказаться, а что привнести, если необходимо. Объединив ту структуру, которую вы определили для себя, а также рекомендации разработчика, вы сможете более четко понять, какие разделы и функции на вашем сайте действительно нужны.
Что увидят ваши посетители? Дизайн сайта «На вкус и цвет товарищей нет», - гласит известное выражение. Поэтому создание дизайна – одно из самых «узких» мест во взаимодействии заказчика и исполнителя.
Твердое убеждение автора заключается в том, что дизайн должен, во-первых, не мешать, но способствовать навигации пользователя по сайту, во-вторых, давать представление о том, для чего создан сайт, передавать информацию. Не более. Для реализации этих принципов обычно не требуется сверхсложных решений. Однако, это убеждение субъективно, как и сам дизайн.
Дизайн субъективен. Именно поэтому простые и однозначные советы здесь составить весьма затруднительно.
Внимательно просмотрите портфолио компании-разработчика, оцените уровень представленных работ, степень их индивидуальности. Успешно ли на ваш взгляд решены задачи клиентов?
Следует заметить, что фразы: «сделайте красиво», «расскажите, что мне нужно», «это задача ваших дизайнеров» далеки от конструктивного подхода. Никто кроме вас не знает лучше, что вам нужно. Дизайнер может предложить что-то свое, может (более того – обязан) объяснить смысл каждого отдельного элемента. Но если это не будет соответствовать вашему внутреннему ожиданию, работа считается проделанной зря.
Таким образом, вам необходимо это ожидание до дизайнера донести. Часто веб-студии предлагают заполнить анкету, содержащую основные вопросы, касающиеся дизайна. Уделите ей максимум внимания. Обозначьте цвета, использования которых вы хотели бы избежать, сайты, которые вам нравятся или не нравятся.
Избегайте противоречий в требованиях и пожеланиях. Если вам нужен сайт со строгим и лаконичным дизайном, не указывайте среди сайтов, которые вам нравятся, решения явно не подходящие под это понятие, содержащие сложные художественные элементы или перегруженные анимацией.
Разумеется, невозможно предлагать новые макеты дизайна бесконечно. Рано или поздно это приведет к увеличению стоимости и сроков реализации проекта или конфликтной ситуации. Вы к этому готовы? Если нет, то уделите время на проработку требований к дизайну. Хороший специалист учтет эти требования в процессе создания макета и наверняка предложит несколько вариаций от себя. В итоге – сэкономленные средства, хорошие взаимоотношения с исполнителем и тот самый дизайн, который вы и хотели увидеть.
Что еще важно? Система управления сайтом Ни для кого не секрет, что на современном этапе создавать сайты, которыми нельзя управлять самостоятельно, практически не имеет смысла. Проблема выбора системы управления (или просто – CMS), на которой будет построен сайт, давно находится в центре многочисленных дискуссий. Какая CMS удобнее и надежнее? Студийному или «коробочному» решению отдать предпочтение?
Универсального ответа на эти вопросы не существует. Каждый продукт содержит свои достоинства и недостатки. Их обзор – это тема отдельной статьи. Остановимся лишь на некоторых более отвлеченных, но тоже важных моментах.
С работой CMS необходимо познакомиться заранее. Попросите исполнителя продемонстрировать систему управления сайтом. Представьте, что вы хотите добавить новость, раздел или позицию каталога. Какие действия для этого нужно совершить? Будет ли вам удобно их совершать, постоянно работая с сайтом?
Обратите внимание на другие возможности, например, создание групп пользователей с ограниченным доступом к CMS. Такой инструмент может быть полезен, если вы планируете выделить сотрудника, который будет наполнять каталог продукции и публиковать новости, но не будет иметь доступа к другим функциям и параметрам сайта.
Простая, быстрая, интуитивно понятная система управления сайтом – гарантия того, что вы или ваши сотрудники не потратите массу драгоценного времени на попытки разобраться в ее интерфейсе. Работа с CMS должна быть комфортной.
Вместо заключения Хочется отметить, что на порядок приятнее взаимодействовать с исполнителем, ориентированным на работу в позитивном ключе. Кстати, это справедливо и в отношении заказчика.
Ориентированность исполнителя на позитивную работу проявляется и в общении менеджеров, и в готовности реагировать на ваши пожелания, предлагать эффективные варианты, иногда приводящие даже к уменьшению сметы. Если вы почувствовали, что исполнителю важна не общая стоимость проекта, а довольный клиент, который придет снова – значит, вы обратились по адресу.
Безусловно, данная статья не освещает и десятой части всех аспектов такого сложного, но интересного процесса, как взаимодействие сторон при разработке сайта. Как определить оптимальную стоимость проекта? Для каких браузеров в первую очередь оптимизировать сайт? Как поддерживать свой ресурс на всех этапах его развития? Всегда ли следует заниматься продвижением? Это лишь некоторые из вопросов, достойных пристального внимания.
В завершение остается пожелать читателям понимающих заказчиков, надежных исполнителей и новых проектов!
Михаил Мальцев, специалист по работе с клиентами. Компания Айкон, г. Новосибирск.