На Cossa.ru уже публиковалась статья аналитиков Burson-Marsteller по схожей тематике. Статья описывала степень вовлечения в социальные медиа топ-100 компаний из списка Fortune Global 500 (см. «Стратегия присутствия в социальных медиа»). В этой статье — взгляд Александра Блохина, взгляд из России.
К началу 2010 года большинство компаний уже попробовали социальные медиа «на вкус». Многие покупали обзорные публикации в блогах, кто-то создал своё сообщество в какой-нибудь крупной социальной сети, кто-то даже снимал ролики, которые в дальнейшем должны были вирусно распространиться.
Однако всё это присутствие было неорганизованно и неупорядоченно, 2010 и 2011 года должны стать для многих компанией точкой пересмотра своих коммуникаций в социальных медиа. Компании либо начнут упорядочивать то, что есть на данный момент, или создавать всё заново, если инвестиции в социальные медиа были невелики и выгоднее всё создать сначала, нежели организовывать существующие неуспешные активности.
Прежде чем писать про стратегию присутствия в социальных медиа, я хотел бы показать, где находятся социальные медиа в бизнесе компании и что от них можно ожидать.
Начнём с того, что целью любой коммерческой организации является извлечение прибыли из своей деятельности. И владелец компании приходит в отдел маркетинга с конкретной целью — «нужно больше денег». Отдел маркетинга в свою очередь знает несколько основных способов заработка денег. Больше денег можно получить, если:
Если маркетинг решает, что нужно сделать так, чтобы товар компании покупало больше людей, целью маркетинговой коммуникации становится, например, увеличение осведомлённости (awareness). Чем больше людей о товаре знает, тем больше людей товар попробует (trial users), тем больше людей превратиться в постоянных покупателей (monthly users).
Когда осведомлённость о продуктах компании достаточно высокая, маркетинг принимает решение повысить частоту использования товара, создав новые ситуации потребления или запустив программу лояльности.
Когда маркетинг решает зарабатывать больше с одной покупки, тогда либо сокращаются издержки на маркетинг и производство продукта при сохранении стоимости, либо увеличивается стоимость продукта при сохранении расходов на производство и маркетинг. Последний пункт влечёт за собой брендинг (то есть потребители платят уже не только за продукт, но и за бренд).
Под каждое из решений (увеличение осведомлённости, создание лояльности, создание бренда) может быть разработана коммуникационная стратегия, которая строится в том числе и из инсайтов аудитории (insights). Коммуникационная стратегия, благодаря инсайтам аудитории, исследованиям и тенденциям рынка включает в себя ответы на вопросы «что говорить», «когда говорить» и «где говорить» о продукте. И вот на вопросе «где» появляется понимание, что часть аудитории находится в интернете. И тогда для интернета разрабатывается digital-стратегия.
Digital-маркетинг берёт на себя всё интерактивное взаимодействие с потребителем. Часть этого взаимодействия находится в социальных медиа, и для работы в них существует ещё одна стратегия.
Вот как выглядит иерархия от стратегии присутствия в социальных медиа до бизнес-стратегии:
Также мы можем вспомнить маркетинговую теорию 4P, согласно которой маркетинг основан на четырёх «координатах»: продукте, цене, продвижении и местоположении (product, price, promotion, place). Тогда всё ещё усложняется:
Положение стратегии присутствия в социальных медиа относительно бизнес- и маркетинговых стратегий, при условии, что маркетинг делится на четыре составляющие.
Самый главный вывод, который нужно сделать из всего, что написано выше — это то, что одни социальные медиа не могут решить задачу маркетинга, а следовательно и бизнеса. Нельзя через социальные медиа повысить продажи, как и через рекламу в целом. Через коммуникацию можно донести информацию о продукте. А купят этот продукт или нет ещё зависит от цены, от самого продукта и от дистрибуции.
Это основы маркетинга, которые преподаются практически везде. Тогда же почему появляются темы выступления на тему продаж через социальные медиа? Интересно, на этих выступлениях говорят о продвижении FMCG в социальных медиа? Продают шампуни и шоколадные батончики через сообщества и профили в социальных сетях?
Ещё важно обратить внимание, на следующее правило. Достижение цели низкого уровня должно способствовать достижению цели высокого уровня. То есть, достижение целей присутствия в социальных медиа должно способствовать достижению целей digital-стратегии. А достижение целей digital должно способствовать решению коммуникационных задач. По этому правилу легко проверять тем или не тем вы занимаетесь.
Итак, выводы первой части:
Для маркетинга в социальных медиа и для digital-маркетинга в целом появились свои особенности. О них хорошо написал Митя Воскресенский из Red Keds (см. «Новый подход к стратегическому планированию»).
Эти особенности и тот факт, что интернет — это не медиаканал, а новая среда, заставляют придумывать для digital отдельную стратегию (см. также «Digital-стратегия»). И вот почему:
Кроме того, в digital появляется возможность создать платформенные коммуникации. И это несомненный плюс.
Прежде чем говорить о платформах и активациях, нужно понять, что в интернете есть три основных канала донесения сообщения от компании до пользователя — это оплаченные, собственные и заработанные медиа. Подобное деление каналов используется в крупных западных рекламных агентствах (например, R/GA, Critical Mass, Sapient, Isobar).
Вот сводная таблица, которая определяет каждый канал, показывает преимущества и проблемы его использования.
Собственные медиа (owned media) — каналы контролируемые компанией. Примеры: сайт, блог, сообщество, профиль в социальной сети. |
||
Роль для компании: Построение долгосрочных отношений с существующими потребителями |
Преимущества: — контроль; — низкая стоимость; — долговечность; — гибкость; — накопление аудитории |
Проблемы: — негарантированный инструмент; — низкое доверие аудитории; — требует времени от компании |
Оплаченные медиа (paid media) — каналы арендованные компанией. Примеры: медийная реклама, контекстная реклама, спонсорство. |
||
Роль для компании: Меняется с фундамента коммуникации до катализатора, который питает собственные медиа и создаёт заработанные |
Преимущества: — контроль; — масшаб; — легкодоступность; — незамедлительность; — измеряемость |
Проблемы: — высокий процент отказов; — низкое доверие аудитории; — аудитория адаптировалась к формату и не воспринимает его |
Заработанные медиа (earned media) — «потребители становятся каналом». Примеры: молва, вирусный эффект. |
||
Роль для компании: Результат хорошо реализованных активностей в собственных и оплаченных медиа |
Преимущества: — высокое доверие аудитории; — ключевая роль в большинстве продаж |
Проблемы: — нет контроля; — могут быть негативными; — не измеряемые |
Коммуникации в digital и в социальных медиа бывают двух типов: платформы и активации. Платформы — это собственный канал распространения информации компании, собственное медиа. Также есть неплохое определение в презентации Мити Воскресенского:
Платформа — набор медиа в интернете, направленный на аккумулирование и удержание аудитории различных рекламных кампаний.
Активации — это рекламные кампании направленные на решение конкретной задачи. Задачи активации — это задачи рекламной кампании. Например: анонсирование информации, поддержка запуска нового продукта, увеличение посещаемости сайта. Также через активации привлекают аудиторию на платформу, а платформа, при грамотной стратегии, эту аудиторию удерживает.
Для активаций часто используют в первую очередь платформы, а потом, если не удалось заработать медиа, недостающие контакты с аудиторией докупаются (используются оплаченные медиа). Для того, чтобы не было путаницы приведу несколько примеров (а то с одной стороны активации используют платформы, а с другой активации продвигают платформу).
Компания Google в России имеет канал на YouTube (youtube.com/GoogleRU), в котором менее 2 000 подписчиков и корпоративный блог, который читает 15,5 тысяч человек. Всё это собственные медиа компании.
В агентстве Saatchi&Saatchi Russia был снят ролик GMail Арт, который обладает вирусным потенциалом. Если бы ролик просто был размещён где-то, то его увидело небольшое число пользователей, или пришлось бы тратить ресурсы на посев.
Читать далее…