Недавно, разговаривая с одним значимым человеком в непоследнем российском банке, буквально «монстробанке», я с командой коллег услышал брошенное слово про лого этого банка, про его фирменный стиль. И смысл слова был в том, что не нужно думать о логотипе, о стиле фирменном, о брендбуке, вообще о целостной визуальной концепции по «простой причине», как человек выразился, что «все и так хорошо». Но это он так думает. Молодые люди, люди до 45 лет, взяв, к примеру, кредит, стараются как можно быстрее уйти из этого банка, не иметь с ним ничего общего на уровне эмоционального контакта, стараются стереть все возможные воспоминания, не открывают счетов, не заводят карточек... И все по «простой причине» феноменального, почти уникального отсутствия визуального комфорта, т.е. отсутствия эмоционального удовольствия от общения с брендом и понимания, что банк можно любить не только за удобную программу кредитования, а за умение, например, быть обаятельным. А ведь обаятельные люди, как правило, знают о своем обаянии. Знают, что окружающие тают в их «лучиках комфортного общения»,любят в них погреться, прикоснуться-окунуться...
Казалось бы, в самом деле, чего нам волноваться за этот банк или другой подобный проект...
А стоит, по «простой причине», что незаметно, но верно такие банки становятся рассадниками дурновкусия и визуальной лени. Они демонстрируют, что можно быть унылым, грязным и находить этому внутреннее оправдание. Можно. Можно много чего себе позволить - деньги есть,ума не надо. Однако правила хорошего тона для того и созданы, чтобы иметь обусловленную необходимость не чавкать за столом и не ковыряться в носу прилюдно. А стиль может быть не важен, как и логотип. Просто он стал неотъемлемой частью тех самых «правил хорошего тона» - таким IQ-маркером компании. По фирменному стилю легко вычислить степень культуры компании, важности человеческих ценностей, гордости за ту работу, что приходится «работать» каждый день.
Пришли времена: в России хорошие спортсмены, много денег, возможно, но по-прежнему катастрофически мало хороших фирменных стилей, логотипов и брендбуков. И остается только верить в изменения, когда необходимость хорошего стиля станет осознанной - как чистая обувь и чистые улицы, радостные, довольные люди вокруг. Людям многим этого всего и, правда, не нужно. И таких большинство. Однако номерок-то вышел совершенно чумовой! Глядя в него, забываешь про недалеких дядь, про скудость визуаль¬ной культуры и прочие нерадости профессии.
Петр Банков, главный редактор журнала [кАк).