После выхода статьи "Кто должен создавать сайт?" ("ЗР" № 82 от 21 октября 2003 г.), где рассказывалось, почему сайт должны создавать сторонние разработчики, а собственный информационный отдел, автор получил письмо, в котором г-н В. просил порекомендовать компанию для разработки интернет-сайта. Признаюсь, что этот вопрос его несколько озадачил.
Довольно-таки сложно давать какие-либо рекомендации, когда толком не знаешь ни требований, ни задач, ни бюджета проекта. Выбор - это дело сугубо индивидуальное: то, что может привлечь меня, способно отпугнуть другого человека и наоборот. Однако существуют вполне объективные критерии выбора интернет-разработчика.
Что в имени тебе моем
Разумеется, в первую очередь необходимо составить список возможных претендентов. Советую не останавливаться только на известных торговых марках. Нередко молодой веб-разработчик способен дать фору именитым фирмам. Опыт работы компании, ее методики подчас ничего не говорят об опыте конкретного исполнителя. Более того, порой именно "методика" превращается в надгробие еще вчера преуспевающей организации.
Представьте себе, команда талантливых специалистов создает свою веб-студию. Они показывают превосходные результаты. Со временем заказов становится такое количество, что одна команда просто не в состоянии с ними справиться. Таким образом, возможная прибыль всегда ограничена.
Что делать? Расширить штат сотрудников. Можно нанять таких же талантливых специалистов, но они, вероятнее всего, потребуют львиную долю прибыли. В таком случае можно нанять чуть менее талантливый персонал и снабдить его необходимыми методиками и пособиями. Инструкции хороши тем, что они почти универсальны, т.е. в результате вы получаете хорошую работу, но не такую качественную, как могли бы получить ранее.
Со временем "Методика" растет, превращаясь в догмат своего рода, которому стремится следовать молодой персонал. Разумеется, руководство могло бы вмешаться, сократить число разрабатываемых проектов с целью повышения их качества. Но они не идут на это, чтобы не терять прибыль. Вот и получается, что прежде преуспевающая компания делает откровенно некачественные проекты. В это время появляется новая команда талантливых разработчиков, и все начинается сначала.
Кадры решают все
На первой встрече с потенциальным исполнителем спросите о том, кто именно будет принимать участие в разработке вашего проекта и какой у него опыт работы. Не стоит полагаться только на портфолио компании.
Нередко наиболее удачные работы принадлежат специалистам, которые уже давно не работают в данной организации. Часто компания просто пользуется идеями бывших сотрудников, будучи не в состоянии предложить более интересную концепцию.
Сразу отмечу, что в разработке любого, даже самого простого интернет-проекта должны принимать участие не менее трех человек: это менеджер проекта - человек, который занимается постановкой задачи и контролем за выполнением работ, дизайнер и программист.
Если проект чуть более сложен, то в его разработке должны принимать участие дополнительно: маркетолог и контент-менеджер (человек, который занимается информационным наполнением сайта). В команде программистов должен обязательно присутствовать человек, осуществляющий контроль и проверку кода.
Поинтересуйтесь, как давно сформировался коллектив. Помните, что только сплоченная команда способна достичь качественного результата.
Все идет по плану
При разговоре с исполнителем советую узнать об общей методике разработки сайта, которая может несколько видоизменяться в зависимости от сложности проекта. В общем случае она должна выглядеть примерно так:
1. Заполнение клиентом информационной анкеты, в которой подробно расписывается информация о компании, целях и задачах, которые должен решить сайт, и т.д. Несмотря на то что качественный бриф не может быть менее 15-20 страниц и его заполнение может оказаться достаточно утомительным, значение анкеты сложно переоценить. Она не только помогает разработчику точно понять задачи проекта. Нередко после заполнения анкеты клиент начинает гораздо точнее представлять, что именно ему необходимо.
2. Обсуждение информационной анкеты и подготовка коммерческого предложения, включающего концепцию построения интернет-сайта и её обоснование. Отмечу, что в обосновании должны четко прописываться не только общие задачи проекта, но и задачи каждого из предлагаемых сервисов, их сильные и слабые стороны.
3. Подготовка и обсуждение технического задания и ценового обоснования проекта. В некоторых случаях проектирование интернет-сайта может идти как отдельная услуга и оплачиваться в самом начале работы над проектом. В техническом задании детально прописываются все функции и сервисы сайта. Обратите внимание на прозрачность ценового обоснования. Лучше всего, если показана не конечная стоимость сервисов, а еще и стоимость их составляющих. Например, стоимость дизайна может включать в себя выбор цветовой гаммы, формирование композиции, подготовку иллюстраций и т. д.
4. Подготовка дизайн-макета. В зависимости от условий договора компания может представить один или несколько макетов. В любом случае будет нелишне уточнить, по какому принципу осуществляется построение дизайна. Проверяется ли смысловая нагрузка, которую несет цветовая гамма интернет-сайта (тест Люшера), проводится ли тестирование дизайна относительно его восприимчивости пользователями и т. д.
5. Подготовка информационного наполнения. Иногда наполнение сайта разрабатывается по мере реализации составляющих проекта. Стоит обратить внимание, производится ли оптимизация информационного наполнения сайта под Интернет.
6. Обсуждение эскизного проекта (постраничная прорисовка всех разделов Интернет-сайта). В зависимости от сложности проекта может быть дополнительно разработан технический проект, который по большей части ориентирован на непосредственных исполнителей.
7. Проектирование базы данных и разработка необходимых сервисов.
8. Сборка сайта и проведение его тестирования.
9. Документирование проекта, которое включает в себя описание структуры базы данных, программных сервисов, инструкцию по эксплуатации и т.д.
10. Последний штрих. Обязательно уточните, какие именно дополнительные услуги может предоставить веб-студия. Например, где именно будет размещен ваш сайт, способны ли они провести рекламную кампанию по его продвижению. Рекомендую уточнить вопрос о поддержке сайта, если вы не собираетесь это делать собственными усилиями.
Перед тем как сделать выбор в пользу той или иной компании, вы должны четко представлять, какой результат хотите получить в конце работы, какие именно характеристики компании являются для вас приоритетными. В любом случае самое главное - чтобы веб-разработчик брал на себя ответственность за результат выполнения проекта и его соответствие поставленным задачам.