Центр Репутационных Технологий - создание сайтов во Владивостоке, web-дизайн, раскрутка и продвижение сайта

Новости 21.10.2003 Кто должен создавать сайт?

Стоит ли обращаться к сторонним разработчикам интернет-сайтов или лучше положиться на собственный технический отдел

Идея написать статью пришла мне в голову несколько месяцев назад, после разговора с директором одной крупной компании. В беседе я упомянул, что было бы неплохо создать ему сайт как инструмент поддержки бизнеса. На что последовал незамедлительный ответ: "Зачем мне сторонние разработчики, когда у меня собственный информационный отдел? Они мне какой угодно сайт сделают".

Каково же было мое удивление, когда через два месяца раздался телефонный звонок и все тот же голос произнес: "Евгений, не могли бы вы принять участие в доработке и продвижении нашего интернет-проекта?". Хм, доработка, которая на поверку оказалась созданием нового сайта, причем практически "с нуля". Проблема заключалась даже не в техническом отделе: грамотные специалисты сделали свою работу очень неплохо. Просто они сделали не совсем то, что требовалось компании на самом деле. С этого времени меня долго не покидал вопрос о роли информационного отдела компании в разработке масштабного интернет-проекта.

С одной стороны, подключить "своих" сотрудников выгоднее: не нужно много платить стороннему специалисту, они знают проблемы компании, т.е. не тратится время, чтобы войти в курс дела, собственные сотрудники всегда под рукой, значит, могут оперативно внести изменения и дополнения. Но сталкиваясь с отделами информационных технологий, я убедился, что их роль в подобных мероприятиях должна сводиться лишь к постановке задачи и контролю. На это есть несколько причин.

Время не резиновое

Любой бизнес-проект, в том числе и связанный с информационными технологиями, направлен на решение определенных задач. Как следствие, крайне важны сроки его реализации. Полагаю, что у технического отдела существует масса своих функций. Даже если вы думаете, что программисты не знают, куда деть время, на самом деле это может быть не так. Множество небольших рутинных обязанностей способно практически полностью парализовать рабочий процесс, особенно при разработке крупного проекта. Так что, работая со своими, советую сразу готовиться к растягиванию сроков исполнения. И не придерешься: настроить компьютер секретарши - прямая обязанность, за нее платят зарплату, а создание сайта - дополнительная работа на благо компании. В случае со сторонним исполнителем ответственность за срыв сдачи проекта прописывается в договоре.

Песчинка и бревно

Вам нравится критиковать? Разве вы не получаете удовольствие, когда в чужой работе удается найти хоть какую-нибудь неточность? А вот по поводу собственных ошибок чаще всего бывает наоборот: It`s not a bug, it`s a function (это не ошибка, а особенность). Такой подход особенно характерен для проектов, связанных с информационными технологиями. Допустим, если "ошибки" в дизайне и наполнении сайта, в принципе, может обнаружить и непрофессионал, то как быть с программным кодом? В солидных компаниях-разаботчиках существует человек, который проверяет код на устойчивость перед атаками, отсутствие конфликтов с другими программами и т.д. А кто будет заниматься этим в вашей компании? Увы, но исправление собственных ошибок - явно не самое любимое дело. Вероятнее всего, что ошибки будут умело скрыты, а "дыры" в программе будут лататься время от времени (пока не появятся новые).

И швец, и жнец, и на дуде игрец

В работе с клиентами мне часто приходится слышать слово "компьютерщик", которое по большому счету не дает никакого представления о том, чем конкретно занимается сотрудник. Например, специалисты технического отдела могут быть прекрасными программистами или сетевыми администраторами, но ничего не понимать в дизайне или верстке интернет-страниц. Разумеется, все можно изучить. Но разница между "знать" и "умело применять на практике" зачастую оказывается слишком значительной. Еще больше умиляет, когда некоторые начальники просят программистов, которые толком не могут связать двух слов, подготовить информационное наполнение сайта.

Интересный нюанс - большинство руководителей в разработке сайта выделяют только двух человек: программиста и дизайнера, совершенно забывая менеджера проекта, аналитика, контент-менеджера - людей, которые определяют направление развития проекта и работа которых играет далеко не последнюю роль в успешной реализации сайта. Опять повторюсь: каждый человек может сделать все что угодно, вопрос только во времени, которое необходимо для достижения определенного уровня качества работы.

Без бумажки ты букашка

Создание любого проекта, связанного с информационными технологиями, должно сопровождаться документацией. Подчас руководство компании не придает должного значения программной документации, полагая, что она нужна только для сотрудников, которые будут поддерживать продукт. Таким образом, если сайт делают собственные программисты, то и писать ничего не надо: в своем коде как-нибудь разберутся. Увы. Чуть более серьезный проект - и сам разработчик через пару месяцев не вспомнит код без документов, не говоря уже про администратора. Тем более что доверять программу, которая в дальнейшем может быть модернизирована, одному или нескольким сотрудникам не безопасно. Нередки случаи, когда организация оказывалась заложником собственных программистов только потому, что лишь они могли работать с программным обеспечением в компании. Проблема в том, как заставить сотрудников документировать свою работу, чтобы при этом у них не возникло явное недовольство. Ведь, как известно, недовольный сотрудник больше напоминает врага в собственной компании.

Можно до бесконечности приводить доводы в пользу собственного технического отдела или сторонних разработчиков. Каждый проект по-своему уникален. В некоторых случаях стоит положиться на собственный технический отдел, а в некоторых - обратиться к услугам сторонних исполнителей. В любом случае, перед тем как принять решение в пользу тех или других, подумайте о конечных результатах, которые вы ожидаете от реализации проекта.

 

Центр Репутационных Технологий Контактная информация