Центр Репутационных Технологий - создание сайтов во Владивостоке, web-дизайн, раскрутка и продвижение сайта

Новости 26.05.2010 Интернет - единственная надежда российской демократии

Интернет развивается быстрее любой другой отрасли. Это касается и рекламы, и просто накопления данных, и СМИ. Александр Савицкий, главный редактор РИА PrimaMedia говорит: «Чтобы развивать свой ресурс, нужно постоянно развиваться самому».

Интервью предоставлено сайтом PrimMarketing.ru

—   Интернет - единственный сегмент рекламной индустрии, который вырос по  итогам  кризисного  2009  года. Насколько это верно по отношению к интернет-СМИ?

 —  Практически любой сайт является, по сути, средством массовой информации –  доступен многим, несет многие черты классического СМИ. Поэтому тяжело провести границу между интернет-СМИ и обычным информационным сайтом.

В целом для Интернет-СМИ характерны все тенденции, существующие в сети. Если говорить о рекламе, то рекламодатели понимают, что Интернет сегодня  – одно из самых важных направлений, которое позволяет выстраивать отношения с потребителями. В первую очередь интернет развивается, конечно, в крупных городах. Во Владивостоке Интернет, соответственно, развит лучше, чем по Приморью в целом: здесь и плотность населения больше и скорость доступа выше.

Рекламная индустрия многогранна, меня радует то, что Интернет как рекламный носитель набирает популярность, и год от года темпы роста только увеличиваются.

Если говорить о PrimaMedia. Когда мы только появились в 2005 году, мы резко отличались от существовавших тогда местных новостных лент: у нас сразу стала полностью бесплатная лента новостей. Такая модель развития предполагает, что мы будем зарабатывать на чем-то другом. Мы могли зарабатывать на рекламе или на информационных контрактах с предприятиями.

То, что мы выбрали именно такую модель, заставило нас с самого начала активно развивать направления и соответствующий отдел в структуре редакции, которые приносить нам прибыль. Поэтому у нас проценты роста с самого начала очень значительные. И  каждый год цифры больше, чем в предыдущем году.  В октябре 2005 года, когда только появились, у нас было 4 сотрудника. Сейчас есть подразделение, которое занимается изготовлением сайтов – с десяток человек, отдел рекламы, тоже с десяток человек. Ну и сама информационная редакция.

Поскольку в самом начале мы выбрали новаторскую для этого региона модель, то все наши дальнейшие шаги направлены на поиск самого передового опыта, самого нового. Проблема в том, что мы находимся во Владивостоке, ресурсы рынка труда ограничены, особенно в той сфере, которая интересует нас. А интернет – структура, которая развивается крайне быстро, и человек, который работает с Интернетом, в Интернете – должен так же быстро развиваться: усваивать новое, изучать, исследовать, перенимать. Не секрет, что система образования в России, тем более в сфере интернет-технологий, пока не обеспечивает должного уровня подготовки специалистов.

Даже журналисты. Структура текста в интернете имеет свои отличия от структуры текста в газете. На факультете журналистики пока не готовят специалистов для интернет-СМИ. А человек должен четко понимать, какое огромное количество информации в Сети, уметь оформлять сообщение максимально кратко. То же касается фотографий: в интернете не особенно следят за качеством изображений, если человек оказался в гуще событий, он может снять их на телефон сотовый. Главное – фото непосредственно с места события.

 

—   В чем заключается образование  и развитие главного редактора PrimaMedia Александра Савицкого?

—  Особой разницы между редактором и обычным журналистом в этом вопросе нет. То, что я знаю сейчас очень сильно отличается от того, что я знал в 2005 году.

Любой сотрудник, который хочет работать в Интернет, должен непрерывно развиваться, учиться  и быть все время онлайн. Что такое жизнь онлайн? Возьмем журналиста, который работает в газете. Даже если газета выходит несколько раз в неделю, все равно, у журналиста есть два-три дня, чтобы написать материал. Мы такого себе не можем позволить. Потому что один даже самый хороший текст в Интернете ничего не решает, текст живет от силы пару часов, потом становится «архивом».

Второй момент – это круглосуточность. Мы открыты 24 часа, при этом мы на 7 часов опережаем Москву, но когда где-то падают самолеты и происходят взрывы, нельзя смотреть на время, нужно отражать.

То есть человек, работающий в интернете должен 24 часа в сутки работать и обучаться.

 

—   Агентству PrimaMedia 5 лет. Как Вы развивались в течение этого времени, и как планирует развиваться в течение следующих 5 лет?

—  Развитие началось с того, что мы показали рынку, что вся лента информации может быть бесплатной. Сегодня интернет-сообщество пришло к такой модели взаимодействия, когда использование любой информации становится бесплатным с единственным условием – должна стоять ссылка на источник.  И главное наше достижение в том, что сегодня большинство дальневосточных информационных лент  начинают работают по открытой схеме.

По большому счету весь Рунет пока занимается созданием базы данных: какие у нас есть политики, какие есть компании и чем они занимаются, какие есть товары и услуги и сколько они стоят. Вот этот процесс насыщения очень важен, потому что эта информация станет фундаментом будущего русскоязычного интернета. Созданием этого фундамента занимаемся и мы: то есть фактически, мы являемся точкой входа в Интернет. Вот эта работа намного более сложна, важная и дорогостоящая.

Возьмем, например, компанию, которая выпускает колбасу. Она заходит в поисковую систему и видит, что единственный раз, когда промелькнуло ее название – это когда какой-нибудь санэпиднадзор  обнаружил в каком-то магазине испорченную колбасу их марки. Колбаса у них может быть прекрасная, ее, может, в магазине хранили плохо… Но все, что пользователь узнает – протухшая колбаса. Т.е. нужно наполнить интернет позитивной достоверной информацией об этой компании. При этом создать просто сайт производителя колбасы и размещать на нем позитивные новости – недостаточно.  При выводе результатов поиска такой сайт окажется в самом хвосте, в то время как наш ТИЦ – это четырехзначная цифра. Соответственно, наши новости имеют приоритет для поисковой системы Яндекс.

Мы не сразу осознали себя как точку входа, как инструмент для создания позитивного облика компании, но с приходом понимания, мы направляем шаги дальнейшего развития в эту сторону. Ответить на вопрос, как мы будем выглядеть через пять лет, я не могу. Так же как ответить на вопрос, как будет выглядеть Интернет через 5 лет.

 

—   Сегодня  интернет – это источник огромного количества бесплатной информации. Как Вы относитесь к попыткам СМИ сделать часть контента платным и насколько реальна модель с платными материалами на местном рынке?

—  Реальна. Мне, допустим, не нравится читать газеты: качество печати, бумага, краска, которая пачкает руки. Я бы лучше полистал свежий номер у себя на компьютере, заплатив за него через Вебмани или терминал.

Другой вопрос, что эта плата за носитель, а не за все затраты. Нужна реклама, которая окупит остальное.

Если говорить о модели без продажи рекламы, а именно контента - материалов, то я считаю, что материал можно и нужно продавать, если он соответствует определенному качеству. Политик может заплатить за обзор политической и социальной ситуации в городе Владивостоке, например. Т.е. можно продавать профессионально-специализированный контент. Но тут есть проблема: когда речь заходит о каких-то исследованиях в маркетинговых компаниях – это единичный контракт, а нам как средству массовой информации нужно выбирать тему, которая будет востребована у относительно широкого круга, чтобы мы получили достаточно много этих контрактов. И тут встает вопрос о том, насколько в Приморском крае развит малый и средний бизнес, который будет заинтересован в этой информации. Пока приходится констатировать, что количество потенциальных заказчиков небольшое.

Я в первую очередь рассматриваю как потенциальных покупателей контента именно бизнес-сообщество, потому что обычный пользователь готов платить за то, за что он вынужден платить: за лекарства, за еду, а там, где можно не платить, любой попробует не платить.

 

—   PrimaMedia недавно сменила дизайн. Как отнеслись к этому пользователи,  как Вы считаете, чего больше в этом дизайне: «красивости» или функционала?

—  Смена дизайна проходила не так просто.  Началось все с того, мы заключили контракт с хорошей компанией, которая специализируется на вопросах маркетинга. Они, проанализировав ситуацию, разработали стратегию с долгосрочными задачами, с тактическими задачами. Вот из этой стратегии родился новый дизайн.

Много было споров: «Это не надо делать», «Это нужно другого цвета», «Вот это нужно обратно вернуть, потому что было привычно». Но здесь для нас важнее задачи, которые мы решаем, под них и подстраивался дизайн.

В целом, мы редизайнились правильно. Это дорогостоящее мероприятие оказалось, но я считаю, что мы движемся в нужном направлении.

 

—   Как Вы оцениваете владивостокский рынок СМИ, то есть конкуренцию?

—  По большому счёту, конкуренции в России нет. У нас есть все, что угодно – административный ресурс, крышевание и иное, но только не конкуренция как таковая. Конкурируют очень немногие сферы.

Если говорить о более независимом интернете, то нам проще. По большому счету и среди интернет-СМИ конкуренции нет, потому что самих участников рынка немного. Есть электронные версии газет и журналов, но они далеко не все соответствуют требованиям эффективной работы. Среди информационных агентств – места под солнцем пока всем хватает. И если кто-то считает, что больше агентства не могут появиться – это неправда, появляются  и будут появляться.

Как Вы относитесь к законодательным инициативам, которые пытаются ограничить владельцев и посетителей сайтов? Насколько это продвинет или затормозит интернет?

Если в РФ  попытаются создать свою уникальную систему регулирования интернета, ничем хорошим это не закончится. Можно идти по пути Китая, вводить фильтры и т.д. Но если Россия хочет идти в русле с развитыми странами, нужно регулировать эту сферу теми же нормами, что действуют в цивилизованном мире.

Постепенно владельцы и модераторы сайтов приходят к тому, чтобы заниматься саморегулированием отношений на своей площадке. Известная фраза: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого – поэтому все  посетители должны соблюдать определенные нормы поведения на сайте, чтобы чувствовать себя комфортно.

У нашей страны и так много проблем с конкуренцией, с коррупцией, с защитой прав, поэтому не хотелось бы чувствовать себя неполноценными еще и в этой сфере.  Интернет в нашей стране – это последняя надежда демократии.

 

—   Какие направления для развития существуют на рынке, и какие были отмечены Вами, как вариант совершенствования своего бизнеса?

—  В информационном интернете я выделяю сайт РИА Новости. Простой пример –инфографика – очень популярное направление.

Что касается внедрения в интернет-СМИ элементов  web 2.0, то здесь существуют определённые сложности. К примеру, правоохранительная система воспринимает сообщения, оставленные пользователем, как составляющую часть контента ресурса.  Автоматическую фильтрацию, какой бы умной она не была, всегда можно обмануть. Полноценная фильтрация сообщений происходит вручную… Понятное дело, что если захочется подставить какой-то сайт, можно написать туда экстремистское сообщение, моментально сделать скрин-шот и передать в соответствующие органы. И даже если сообщения через 30 секунд уже нет, ты все равно виноват. Поэтому многие переносят свои форумы, комментарии и т.д. на сторонние площадки.

Активность пользователей существенно меняет облик площадок: если говорить об обсуждениях каких-то новостей, то среди участников могут оказаться профессионалы, замечания которых будут интересны многим и сами по себе являются контентом. То же касается новостей от пользователей. Журналист не может оказаться везде, а пользователь, случайно оказавшийся на месте событий, может и снять видео, и сделать фотографии, и записать аудиофайл. Каждый очевидец – сегодня уже практически журналист.

Работа с пользовательским контентом  важна и… опасна. Мы выбрали для себя такую форму взаимодействия: на странице есть специальная форма, которая позволяет уведомить редакцию о каком-то событии, которое наблюдал пользователь.  Эта информация может использоваться для подготовки материалов. Обсуждения вынесли на отдельную площадку. Мы не забываем, что являемся официально зарегистрированным интернет-СМИ, причём на федеральном уровне.

Центр Репутационных Технологий Контактная информация