24.06.2009 06:00
    Поделиться

    В Рунете откроется портал государственных услуг

    Не выходя из дома можно будет оформить землю в собственность и поставить на учет авто

    В России появится единый электронный "справочник" с адресами и телефонами органов исполнительной власти, а также с перечнем госуслуг. Речь идет о создании сводного реестра государственных и муниципальных услуг и единого интернет-портала, который обеспечит доступ к этому реестру.

    Сегодня "РГ" печатает соответствующее постановление правительства. Зайдя на портал, можно будет узнать, куда именно вам надо обращаться, если требуется оформить в собственность недвижимость, поставить на учет личный автомобиль, получить сертификат для выпуска продукции. Там же будут публиковаться и административные регламенты по оказанию госуслуг - сроки их оказания, перечень необходимых документов, стоимость. Причем со временем появится информация не только о федеральных, но также о региональных и муниципальных органах власти. А в перспективе и получать услуги можно будет не выходя из дома или офиса, тоже через Интернет.

    Такая задача поставлена в постановлении правительства "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет", а также концепции, которая подробно расшифровывает постановление. Этот документ находится на стыке Федеральной целевой программы "Электронная Россия" и административной реформы.

    Правда, все эти документы - только первый шаг. Сейчас база данных административных регламентов фактически находится в бумажном виде, поясняют в министерстве связи и массовых коммуникаций. Единый портал предоставит возможность доступа к базе административных регламентов, которые будут переведены в электронный вид. Согласно Стратегии развития информационного общества это произойдет к 2015 году. Сейчас работа по развитию портала ведется в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2009-2010 годы. Следующим шагом станет долгосрочная целевая программа "Информационное общество (2011-2018)", направленная на реализацию государственной политики в области совершенствования госуправления и взаимодействия власти и общества на основе использования информационно-коммуникационных технологий. К ноябрю этого года проект концепции ФЦП "Информационное общество (2011-2018)" должен быть разработан минкомсвязи совместно с минэкономразвития и минфином.

    На первые результаты этой работы можно будет посмотреть в конце этого - начале следующего года, надеется директор Центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при правительстве Михаил Брауде-Золотарев. Правда, на первом этапе, пояснил он "РГ", задача все-таки сводится не к получению государственных интернет-услуг, а к тому, чтобы свести воедино всю информацию об органах госвласти, описать, как они взаимодействуют с гражданами и бизнесом, обеспечить актуальность и постоянное обновление этих данных. И дать возможность быстро найти все сведения. Но и такой шаг важен, поскольку, не наладив доступ к информации, добиться интерактивного общения между гражданами и властями невозможно.

    Сейчас, заметим, собственные сайты, где помещается информация об органах федеральной власти, существуют во всех федеральных ведомствах. Через некоторые сайты уже можно пообщаться с чиновниками: узнать, каков порядок получения тех или иных документов, и даже задать уточняющий вопрос. Но для этого надо как минимум точно знать, какое именно ведомство занимается вашим вопросом. Но постановление обязывает все федеральные органы исполнительной власти в пятимесячный срок представить все сведения об оказываемых госуслугах для включения их в единый реестр. А это значит, что необходимость "блуждать" в сети для поиска информации отпадет.

    Правда, очень часто непосредственную работу с гражданами ведут не федеральные, а региональные или муниципальные органы власти, уточняет эксперт. И постановление рекомендует региональным и властям,] и органам местного самоуправления принять участие в наполнении сводного реестра, а также создать собственные реестры и порталы. Кстати, в некоторых особо продвинутых регионах они уже существуют, например, в Тамбовской, Калужской областях. С муниципальными услугами, понятно, дело обстоит куда хуже. К тому же при составлении реестров на всех уровнях надо добиться того, чтобы информация была максимально полной и четко систематизированной, что также облегчит ее поиск.

    Предполагается, что сводный реестр будет состоять из нескольких разделов. В нем будут помещены данные о госуслугах, которые оказывают федеральные, региональные и муниципальные органы госвласти. Кроме того, в реестре будет специальный раздел справочной информации, из которого можно будет выяснить электронные и почтовые адреса, телефоны органов власти и их структурных подразделений. Там же будет указываться, где ведется прием граждан, как можно добраться до места предоставления услуг. При этом очень важно, чтобы вся информация в реестре была достоверной и актуальной, поясняет Брауде-Золотарев. Надо четко следить за обновлением информации - ведь номер телефона или место "прописки" органа власти могут смениться. И здесь, по мнению эксперта, должен быть налажен контроль со стороны ответственного за ведение реестра и портала органа госвласти. Но и самим гражданам надо проявлять инициативу и сигнализировать в том случае, если сведения окажутся неверными или неточными.

    Еще одна проблема - прозрачность и корректность информации, добавляет эксперт. Например, сведения о конкурсах по госзакупкам, которые публикуются на официальном портале, не всегда бывают корректными, а найти интересующий заказ бывает не просто. Напомним, что из-за этого совсем недавно Федеральная антимонопольная служба даже потребовала расторгнуть несколько контрактов по госзаказу. Не исключено, что с проблемами столкнутся в первую очередь те органы власти, где выстроены "кривые" административные процессы, замечает Брауде-Золотарев. То есть в том случае, когда в административном регламенте четко не прописано, кто и за что отвечает, какие документы нужны для получения госуслуги, "перевести" все это на "электронный язык" будет непросто. Впрочем, может быть, как раз такая необходимость и заставит чиновников по-новому взглянуть на организацию собственной работы. Возможно, придется уточнить некоторые нормативно-правовые акты ведомств, проводить методическую учебу сотрудников, отвечающих за поставку информации в реестр. В специальном приложении к постановлению правительства и концепции указано, что в сведениях о госуслуге должно быть указано, кому, на основании каких документов она оказывается, в какие сроки и что может быть причиной отказа в ее предоставлении.

    Что же касается возможности получения госуслуг через Интернет, то это дело более отдаленного будущего, полагает эксперт.

    Поделиться