Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Будущее социальных сетей

Mark Suster, GRP Partners
Сервисы | обзор | 27.12.2010 02:37

"Вебпланета" представляет перевод статьи инвестора Марка Састера "Social Networking: The Future", в которой сделано восемь прогнозов относительно рынка социальных сетей.

Социальные сети ведут свою историю с середины 1980-х. В 1985-2002 годах на этом рынке доминировали CompuServe, AOL и Yahoo! Затем началась эра Web 2.0 (блоги, YouTube, MySpace, Facebook), эра блоггинга в режиме реального времени (Twitter) и мобильных соцсетей (Foursquare). Что дальше? Всех победили Facebook и Twitter, или же в этом представлении будет ещё один акт? Догадаться нетрудно: в развитии технологий всегда бывает второй (а также третий, четвёртый и пятый) акт.

Итак, в каком направлении развиваются социальные сети? Попробую дать несколько прогнозов.

1. Социальный граф станет переносным

В настоящий момент наш социальный граф (т.е. информация о том, с кем мы связаны, а также ключевые данные об этих людях — email и т.п.) по большей части находится в плену у "Фейсбука". Другие участники рынка активно давят на Facebook с целью сделать граф переносным, и уже добились некоторого прогресса в этом направлении. Я в принципе не верю в то, что пользователи или общество допустят "запирание" нашей жизненно-важной информации в одной компании.

Facebook поддастся давлению, и со временем у нас появится больше возможностей стать частью различных социальных сетей без необходимости заново спамить всех своих друзей. Знаю, в 2010-м это не кажется очевидным для всех, но такова моя оценка. Либо они сделают наш социальный граф переносным, либо мы найдём другие социальные сети. Полагаю, это случится до конца 2012 года.

2. Мы сформируем "настоящие" социальные сети: Quora, HackerNews, Namesake, StockTwits

С 2006 года я сетую на то, что называю "проблемой Facebook" - они пытаются втянуть меня в одну большую социальную сеть. Но никто не существует в одной социальной сети. У меня есть соцсеть с друзьями, где я хочу говорить о том, как мы оторвались на вечеринке в минувшие выходные; и я не хочу делиться этим с соцсетью своей семьи, в которой я показываю родственникам фотографии детей.

Я также не хочу смешивать любую из этих сетей со своей социальной бизнес-сетью, в которой хочу выглядеть как "весь такой деловой" - и уж точно не хочу увидеть там свои мексиканские снимки времён учёбы в колледже. Я не хочу смешивать свою "публичную сеть" с "личными сетями". Facebook свалил всё это в одну кучу, а затем попытался её связать при помощи групп. Не думаю, что это на самом деле решает проблему.

И молодёжь вовсе не глупа - подростки не настолько наивны в "цифровом" плане, как это кажется старшим. Чтобы справиться с этой мешаниной социальных графов, они просто создают в "Фейсбуке" множество учётных записей под псевдонимами (для настоящего общения) и более "чистые" учётные записи (для настоящих имён). Интересно, сколько из 500 миллионов аккаунтов в "Фейсбуке" созданы для этих целей? Такую тенденцию мне подтвердили несколько молодых людей.

Тем временем люди уже формируют тематические социальные сети, о чём свидетельствуют ресурсы вроде HackerNews или Quora. Также мы наблюдаем рост социальных сетей, построенных на определённых интересах, таких как StockTwits, где общаются люди, интересующиеся биржевыми инвестициями. Формируются новые сети, пытающиеся удовлетворить нужды более специфических групп, такие как Namesake, которая пока находится на стадии эксперимента - но показывает будущее, в котором людям понадобятся другие сети за пределами "Фейсбука".

3. Вопросы конфиденциальности и дальше будут вызывать проблемы: Diaspora

Facebook договорился с нами, что наша социальная сеть является приватной. С завистью наблюдая за ростом Twitter, владельцы Facebook решили, что сеть должна быть более публичной, однако мы изначально не подписывали с ними такой договор. На их месте я бы просто создал два места для общения - "приватный" Facebook и "открытый" Facebook. Последний бы конкурировал непосредственно с "Твиттером" и мог бы использовать модель с асимметричным "фолловингом".

Конечно, у нас была бы возможность выбирать "фолловеров" для этой отдельной временной шкалы, и Facebook не получил бы столько же синергии, как в случае со сваливанием всех в одну кучу. Но поступи они таким образом, они не переступили бы этических границ, и у нас всех с "Фейсбуком" была бы просто любовь вместо нынешней смеси из любви и ненависти. Я всё ещё посещаю этот сайт каждый день, чтобы посмотреть фотографии племянниц и племянников, но я больше не пользуюсь этим ресурсом для общения с бизнес-сообществом. Поэтому 95% времени, которое я трачу на социальные связи, приходится на Twitter.

Я знаю, что большинство людей не волнует утрата приватности — но, уверен, лишь по той причине, что они пока не понимают смысла этого слова.

Проработав с большим количеством техно-стартапов, я понял, что даже если ты не даёшь разрешения на доступ к своей информации сторонним приложениям, большинство этой информации всё равно доступно, если кто-то, с кем ты связан, более неразборчив со сторонними приложениями. Кроме того, все эти кнопки Facebook Connect на сайтах очень удобны для быстрого входа в систему, но каждая даёт этим сайтам беспрецедентный доступ к персональной информации пользователей.

Уверен, что утечки персональных данных в будущем вызовут отрицательную реакцию на злоупотребление нашей информацией, но пока ещё недостаточно людей осознают все последствия, чтобы их это тревожило. Diaspora была создана в результате прямой реакции на растущее беспокойство о проблемах конфиденциальности "Фейсбука" и его замкнутости. Сумеет Diaspora "взлететь" или нет, можно только гадать. Но многие хотели бы увидеть появление таких сервисов.

4. Социальные сети проникнут повсеместно: Facebook Connect интегрируется с Pandora, NYTimes

Я уверен, что с увеличением "переносимости" нашего социального графа взаимодействовать с социальными сетями будут все сервисы, которыми мы пользуемся. Уже можно наблюдать за тем, как они просочились в сервис Pandora, где без моего ведома моментально появляется мой социальный граф и отображаются музыкальные вкусы моих друзей. На сайте NYTimes я получаю рекомендованные моими друзьями статьи, хотя я не включал такую функцию явно. Эта тенденция проникновения соцсетей во все сферы продолжится.

5. Сторонние утилиты будут наделять сайты социальными функциями: Meebo

Хотя многие сайты хотят иметь кнопки Facebook Connect, чтобы знать о вас больше - но на практике, получив такую информацию, они не знают, что с вами делать. Сейчас они по большей части думают о демонстрации вам рекламы, таргетированной по демографическим данным, но это не очень интересно. Сторонние разработчики ПО начнут предлагать веб-сайтам инструменты, которые позволят всецело использовать социальные функции. Это займёт несколько лет, но игроки вроде Meebo уже работают в этом направлении, предлагая свои панели инструментов.

6. Социальные сети (как и Веб) разделятся на слои: SimpleGeo, PlaceIQ

Одна из тенденций, за которыми было интереснее всего наблюдать в последние несколько лет - деление Интернета на слои. В нижней части этого "пирога" находятся хранение (Amazon S3) и обработка (Amazon EC2). Сверху — бизнес-логика, созданная стартапами и принятая технологическими компаниями. Известно, что расслоение эры ПК привело к огромным инновациям в каждом слое, и я ожидаю, что то же самое будет происходить и с Интернетом. Мы уже наблюдаем, как это происходит с социальными сетями.

Одним из интересных слоёв является "слой карт", который развивается в мобильных соцсетях. Если бы каждому стартапу приходилось определять профиль и местоположение каждой компании на карте, стартапов было бы всего ничего. Идея, лежащая в основе SimpleGeo, состоит в том, чтобы стартапы могли создавать новые мобильные продукты без необходимости создавать собственную систему работы с картами. Это отличная тенденция, которая ещё сильнее снизит стоимость разработки стартапов. Прогнозирую, что SimpleGeo ждёт хорошее будущее в "слое карт", но в то же время появится больше инновационных компаний в "слое данных".

Уже есть компании, соревнующиеся в создании горизонтальных платформ. Недавно я обнаружил одну такую - PlaceIQ. Её цель — создать горизонтальную платформу, которая даст продавцам или разработчикам больше геолокационных данных, причём не только информацию об определённых компаниях или достопримечательностях. Они собирают данные о демографии заданных районов, об уровне активности геолокационных сервисов, о том, чем известны определённые зоны (т.е. место для романтических свиданий, финансовый район), и хотят сделать всё это доступным для других.

7. Социальный хаос предоставит новые возможности для бизнеса: Klout, Sprout Social, CoTweet, awe.sm, Buzzd (нового поколения)

Изобилие данных предоставляет новые возможности непосредственно по управлению данными. Поскольку мы зачастую получаем информацию от людей, которых встречаем только в онлайне, нам нужно знать больше об "авторитетности" людей, которых отслеживаем в соцсетях. Знакомьтесь: Klout, сервис, который отслеживает влиятельность личности в соцсетях. Эти данные можно импортировать в другие продукты (например, StockTwits), где вам действительно нужно знать больше о людях, дающих вам советы.

Известно, что Twitter предлагает компаниям возможности по улучшению работы с клиентами, но верно и обратное. Если вы не управляете тем, что о вас говорят в социальных сетях, это может оказаться губительным. И сейчас появляются продукты вроде Sprout Social и CoTweet, которые помогают компаниям отслеживать и общаться со своими настоящими и потенциальными клиентами. А продукты вроде awe.sm (где я являюсь инвестором) помогут вам управлять эффективностью ваших маркетинговых кампаний в социальной среде.

Один из самых крутых продуктов, которые должны появиться в 2011 году, разрабатывает Нихал Мехта, который откололся от своей прежней компании Buzzd — но я поклялся хранить секрет о том, что именно он делает, пока он не закончит работу. Я видел этот продукт недавно в Нью-Йорке, и он мне очень понравился. Он нацелен на мир, в котором компании и потребители становятся всё более мобильными и социальными.

8. Facebook не будет единственным доминирующим игроком

Знаю, в 2010 году кажется нелепым говорить что-то иное, чем "Facebook победил, война окончена". Сейчас многим кажется, что именно это и случилось — настолько Facebook недосягаем. Как в те времена, когда мы все начинали с AOL: мир снова "закрыт", Facebook стал для этого поколения садом, обнесённым забором. Когда ты находишься в "Фейсбуке", то это не Интернет, это — Интер-НЕТ. Это потрясающий сервис, и я сам им регулярно пользуюсь (хотя и гораздо меньше, чем "Твиттером"). Но сейчас просто смешно видеть, что многие бренды рекламируют свои "странички фанатов" точно так же, как когда-то они настраивали AOL Keywords. Хорошо забытое старое...

Что ж, вот несколько примеров из истории, которые могут изменить ваше мнение:

- В 1998 году Министерство юстиции США возбудило антимонопольный процесс против Microsoft. Люди боялись, что в Интернете возникнет монополия из-за встраивания браузера Internet Explorer в операционную систему этой компании. Это кажется довольно смешным сейчас, в 2010-м, всего через 12 лет. Теперь люди скорее боялись бы Apple, чем Microsoft, и это доказывает, что реальность удивительнее выдумки.

- В апреле 2000-го были опасения, что объединение AOL и Time Warner создаст в Интернете монополию. Как известно, Time Warner в конце концов просто отделила AOL от себя. Сейчас AOL находится в процессе реорганизации, конкурируя с малоизвестным лос-анджелесским стартапом Demand Media. Похоже, что перестройка AOL под руководством Тима Армстронга идет успешно — но монополия? Никогда.

- В мае 2007 года были опасения, что Google станет монополистом. Он контролировал две трети всего интернет-поиска в США и, как мы все знали, поиск неизбежно должен был стать главным способом обнаружения информации в Интернете. Или стал? Теперь мы знаем, что на наши находки в Интернете огромное влияние оказывают социальные сети.

- И вот... на дворе 2010 год, и в "Фейсбуке" сейчас более 500 миллионов пользователей. У его веб-страниц больше просмотров, чем даже у Google. Более 10% всего времени в Сети сейчас люди проводят в "Фейсбуке". На него приходится огромная доля онлайн-рекламы, изображений, видео и онлайн-игр. И сейчас они хотят сделать революцию в электронной почте. Нет никаких сомнений, что следующая декада принадлежит "Фейсбуку". Но через 10 лет наступит 2020 год. И я уверен, что тогда, оглянувшись назад, люди найдут монополию "Фейсбука" довольно смешной.

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost