Центр Репутационных Технологий - создание сайтов во Владивостоке, web-дизайн, раскрутка и продвижение сайта

Новости 23.06.2010 8 мифов бизнеса On-Line

Приморский портал о рекламе и маркетинге PrimMarketing.ru опубликовал интересную статью:
Бизнес в Интернет — это золотая лихорадка 21 века. Причем в самом суровом её проявлении. Мы ежедневно слышим истории о сверхприбылях получаемых Интернет-гигантами буквально из воздуха, не имея головной боли в виде производства, поставок, логистики... Но тем временем количество успешных Интернет проектов сопоставимо с количеством успешных космонавтов. Так почему же из 100 старт-апов первый год переживают всего 5, а «выстреливает» только один?

Сразу нужно оговориться, что речь в этой статье пойдет не об открытии представительства в Интернет Вашего off-line бизнеса, которое в наши дни является просто обязательным, а именно самостоятельной бизнес единицы, преобразующей байты трафика в деньги. Таких «бизнесов» Рунет порождает ежедневно сотни, а возможно даже тысячи, из которых шансы на выживание имеют единицы.

Всё дело в том, что практически каждый современный человек, наблюдающий текущие тенденции, слушающий ошеломляющие цифры ежегодного дохода Яндекса, Google, социальных сетей (Да что там говорить — простая Интернет игрушка «Счастливый фермер» заработала за 2009 год — 20 млн. евро, затратив на обслуживание в 2000 раз меньше) рано или поздно приходит к мысли: «Все деньги в Интернет». И это действительно так. К примеру, Интернет-реклама — это единственная рекламная отрасль, которая не просела в кризис, а даже показала 5% рост по миру и 10% в России. Эти цифры говорят скорее не о какой-то сверх-устойчивости on-line бизнеса, а о его потенциале к росту, который любые экономические коллапсы способны лишь замедлить.

Самое время идти в Интернет. Но главная проблема кроется в том, что иллюзия простых денег, заставляет нас думать, что on-line бизнес — это упрощенная копия бизнеса реального. Где простые три шага «Придумал, Создал, Раскрутил» моментально трансформируются в «Пришел, Увидел, Победил». А тем временем бизнес среда Интернет — это иное измерение, имеющее, как и много общего, так и много отличий со средой реальной. И ожидать легких денег от Интернета также нелепо, как и от выхода на любой другой новый рынок.

Миф № 1. «Бизнес с фишкой в Интернет продвигать не надо. Люди сами его раскрутят» — ключевое заблуждение. Время гениальных идей в Интернет-бизнесе, как и в любом другом, безвозвратно ушло. Конечно, известны случаи, когда студент зарабатывал миллион долларов, продавая пиксели на совершенно пустом сайте. Но вероятность такого успеха сопоставима с вероятностью родиться в семье арабского шейха. Безусловно, наличие «фишки» — является обязательным условием для любого бизнеса, но на данный момент Интернет перенасыщен информацией на любой вкус и интерес. Сайты одинаковой тематики исчисляются сотнями и даже тысячами. У каждого пользователя сложился круг своих интересов, предпочтений. Для пользователя нового круг предпочтений формирует первая страница результатов поиска Яндекса или Google. В такой обстановке никто не будет выискивать Ваш проект-самородок и пытаться глубоко вникнуть в его преимущества. Даже если проект на 100% уникален, аналогов нет в сети ни на одном языке мира, нужно донести до клиента сам факт его появления и застолбить за собой долю его ежедневного внимания. Если Ваша идея не подкреплена грамотным продвижением, не способна сразу же дать понять пользователю Ваши преимущества, выбить себе место в круге его интересов — Ваш проект обречен на провал.

Миф № 2. Главное сделать красиво. Красота пусть и спасет мир, но способна загубить любой интернет-проект. Зачастую, интернет-сайт становится жертвой творческой самореализации своего хозяина. Красота в чистом виде — это неотъемлемая атрибутика промо-страницы салона красоты или глянцевого журнала. Задача такой страницы не донести до пользователя какую-либо информацию, а вызвать восторженный вздох. Увы, ежедневно ходить «вздыхать» на сайт будет очень ограниченное количество пользователей. Для интернет-ресурсов, предоставляющих пользователям информацию или функциональный сервис, дизайнерские излишки губительны.

Почему так происходит? Всё дело в том, что в реальном бизнесе мы легко разделяем функциональные составляющие от декоративных. Открывая ресторан и продумывая его интерьер, мы не забываем о кухне, количестве туалетных комнат, расположении вентиляции, количестве мест и т.д. Мерчендайзинг — целая наука — рассказывает нам как расставить витрины супермаркета, как расположить товар на полке и т.д. В Интернете функциональную часть оценивает критерий — «Юзабилити». Задача любого ресурса — привести посетителя в нужную точку, к этому моменту предоставив ему достаточный объем информации для ключевого решения — купить, рассчитать, узнать подробнее или занести сайт в избранное.

В супер-маркете легко прогнать клиента от входа до касс через все отделы, создав коридор стеллажей, верно расположив указатели. В Интернет задача усложняется тем, что создание узких коридоров ущемляет функционал пользователя, что ведет к потере посетителей, а следовательно — денег. Проложить путь посетителя по сайту — всё равно, что заставить человека пройти нужной тропой в чистом поле. Для того чтобы это получилось, нужно уделять огромное внимание проектированию интернет-бизнеса. Мало ответить себе на вопросы: «Кто наш посетитель?», «Кто наш источник средств?», «На чем зарабатывать?», но также досконально прописать, что Ваш сайт дает пользователю, зачем он приходит, что он должен знать, какие страницы посетить к моменту заказа, покупки, завершения контакта. Дотошное проектирование — залог успеха. Когда проект готов, остается не испортить его дизайном. Помните, самый красивый сайт — это удобный сайт!

Миф № 3. Легко сделать. Казалось бы, 600 рублей — домен в ru-зоне, 1400 рублей на годовой хостинг. И всего за 2000 рублей всё для Вашего бизнеса готово. На самом деле при отсутствующем барьере входа, существует очень высокий барьер удержания. Современный пользователь Интернет — человек требовательный и в какой-то степени искушенный. Данный пользователь не доверяет интернет-магазинам, сделанным на коленке, не будет посещать редко обновляемые новостные ленты. Планка качества контента ресурса и его технической реализации, способной найти своего посетителя, очень высока и с каждым днем становится всё выше. Абсурдное отличие Интернет бизнеса от обычного заключается в том, что если в обычном магазине мы по мере увеличения количества клиентов берем дополнительный персонал, открываем новые отделы и т.д., то в on-line бизнесе мы должны сразу задать нужную планку. Если мы планируем создать информационный ресурс, нацеленный на посещаемость в 10-15 тыс. человек в день, то с первых суток существования мы должны задавать такой ритм, такой уровень, будто эти тысячи посетителей уже у нас.

Безусловно, развитие по ходу существует и в Интернет бизнесе. Это касается и появления новых функций, расширения ассортимента (Например, ozon.ru был изначально магазином книг), так и кадровых и технических расширений. Конечно, сразу покупать оборудование, рассчитанное на сотни тысяч посетителей нелепо, но ресурс должен с первого дня производить впечатление серьезного и качественного проекта, иначе привлеченные посетители будут сразу же уходить.

Миф № 4. Региональность — наше всё. В какой-то степени, инернет-бизнес не имеет права на провинциальность. Если центральный магазин городка из глубокой Сибири не может конкурировать со столичными «Мегой» и «Ашаном», то и риска ухода клиентов у него нет. Эти магазины разделяют тысячи километров. В Интернет эти расстояния преодолеваются одним кликом. Сейчас посетитель на серверах Владивостока, через мгновение — Москвы, Детройта, Гонконга. Таким образом, местные ресурсы защитить от жесткой конкуренции может только эксклюзивный региональный контент, который в свою очередь уберечь от копирования федеральными ресурсами невозможно. Вот и выходит, что приморский ресурс, созданный местными специалистами, вынужден конкурировать с федеральными и международными сайтами схожей тематики. При этом ни для кого не секрет, что уровень профессионализма и стоимость кадров здесь и на западе значительно отличается. Но есть ли дело до этого пользователю? Очевидно — нет! Наш выход — сразу делать качественный ресурс высокого уровня, не требующий к себе провинциальных поблажек, или вообще на браться за это дело.

Миф № 5. Заработать легко. Нагнать трафик на сайт — это половина беды. В один прекрасный момент придет время обращать пользователей в деньги. Интернет-бизнес эволюционирует, вместе с ним меняются и методы монетизации. К примеру, самый простой и легкий способ заработка — размещение баннеров, совсем скоро вымрет окончательно. Убийцами данного вида рекламы становимся мы с вами, а точнее маленькие программки блокировщики рекламы, так просто устанавливаемые в наши браузеры. Количество пользователей сайтов, «отказавшихся» от рекламы колеблется у разных ресурсов от 30% до 90%, в зависимости от продвинутости аудитории (сильнее всех страдают сайты IT-тематики). Всё дело в том, что русский человек тонко чувствует, когда на нем пытаются заработать и, зачастую, неадекватно реагирует. Люди уходят с ресурсов, слишком явно рекламирующих какие-то услуги или товары, при этом сами пользователи пока ещё не готовы платить за доступ к ресурсам. На смену прямолинейным методам рекламы приходят методы более тонкие, аккуратные. Ресурсы стараются вживлять рекламу в контент, показывать пользователям её только там, где она к месту. Вообще, методам монетизации трафика можно посвящать отдельную статью. Но важно запомнить — методы монетизации должны продумываться ещё на этапе проектирования. «На чем будет зарабатывать сайт? Кто будет платить? Как? Какие услуги бесплатны? Какие за деньги? Сколько будет стоить?». К ценовой политике ресурса нужно подходить крайне тщательно, не менее тщательно, чем к ценообразованию в off-line бизнесе. Вдвойне тщательно продумывайте, если деньги планируете брать не с рекламодателя, а с посетителя сайта — в конце-концов он не может пощупать Вашу услугу, а значит продать её будет сложнее.

Миф № 6. Отсутствие проблем с властями. Действительно, кто-то уходит в Интернет, чтобы спастись от бюрократии и коррупции властей и контролирующих инстанций. Могу заверить — с этим в Интернете действительно спокойно... до поры до времени. Расскажите об отсутствии проблем с властями таким ресурсам, как Одноклассники, LiveJournal или ВКонтакте! Однозначно не рекомендую Вам создавать ресурс, затрагивающий интересы правительства (во всяком случае не делать это на территории РФ). Ну и, конечно же, любой интернет-проект, набравший крупную аудиторию читателей, сразу попадает в круг интересов правоохранительных органов, вне зависимости — является ресурс СМИ или нет. Цензуру также никто не отменял. Даже в высказываниях пользователей, за которые администрация сайта отвечать не может. Именно поэтому все новостные ленты Приморья вынесли комментарии на сторонние ресурсы, располагающиеся на серверах в США.

Миф № 7. Интернет — это один раз и надолго!
Глобальная паутина — «бесхребетное» и стремительно меняющееся пространство. Интернет-среда эволюционирует под воздействием ежедневно появляющихся новых ресурсов-конкурентов, шанс на выживание которых в привнесении чего-то нового. Эволюционируют технические характеристики, функциональные возможности, эволюционирует форма подачи контента. К примеру, блогосферу, представленную в сети бесчисленными площадками, покачнуло появление нашумевшего сервиса микроблогов — twitter. Поисковые системы развернули гонку не только в качестве поиска, но и в предоставлении всеобъемлющих сервисов. Интернет-игры в режиме реального времени дорабатывают сюжет, внедряют новые функции. Стандартные доски объявлений эволюционируют в аукционы, совершенствуют системы поиска нужных товаров и информирования об их появлении. Интернет-бизнес требует от предпринимателя огромной гибкости и способности видеть на шаг вперед, способности реагировать на изменения внешней среды до того, как начался отток посетителей... иначе возвращать всё на свои места может быть поздно.

Миф № 8. Бизнес в Интернет — это дешево!
Как уже говорилось выше, Интернет подкупает видимостью дешевизны и простоты. Действительно, создать, к примеру, интернет-магазин даже руками высокооплачиваемых специалистов гораздо дешевле, чем открыть магазин настоящий. Никакого строительства и ремонта, никаких СЭС, пожарных инспекций и т.д. Но, если off-line бизнес способен приносить деньги сразу после открытия, то бизнес в Интернет — это бизнес на перспективу. При чем очень высоко рисковый. По сути, сам сайт — это ещё не бизнес. Он не имеет никакой ценности и, в случае провала, его невозможно сдать в аренду или продать другим собственникам (только если вы не ухватили очень востребованный домен). Формирование бизнеса с создания площадки только начинается. Интернет-бизнес, как и любой другой, требует раскрутки — это может быть как стремительное продвижение, требующее больших финансовых вложений, так и плавное поступательное развитие с экономичным и точечным подходом к продвижению. В любом случае, период капитализации у Интернет-бизнеса намного дольше, чем у любого другого. Вероятность провала неадекватно высокая, возможность возврата средств, в случае неудачи, — отсутствует. Но при этом возможности и перспективы, которые сулит Интернет, в принципе не имеют ограничений.

Другими словами, Интернет-бизнес — это бизнес стратегический, не однодневный. К такому бизнесу надо относиться как к собственному ребенку — не экономить, давать максимум возможностей для развития, вкладывать все возможные усилия и средства. Важно понимать, что этот бизнес будет кормить Вас не сегодня и не завтра, а когда окрепнет и встанет на ноги. Интернет-бизнес — это бизнес не для каждого. Что бы сегодня податься в Интернет, нужно иметь достаточный запас подкожного жира, море свободного времени, сил и энтузиазма. Хотя, если не податься сегодня, то когда...?

Центр Репутационных Технологий Контактная информация