Итоги 2008 года для российских интернет-СМИ

Опубликовано: 14.01.2009, 16:25 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: мнения
Итоги 2008 года для российских интернет-СМИ Как и для многих других предприятий, для российских интернет-СМИ 2008 год получился неоднозначным: сообщения о запуске новых проектов и росте рекламного рынка в первой его половине сменились информацией о вызванных кризисом затруднениях во второй.

Среди основных тенденций развития интернет-СМИ в прошедшем году можно выделить несколько основных: запуск новых проектов, обострение конкуренции между порталами финансовой тематики, распространение видеоконтента, участившиеся разбирательства (включая судебные), связанные с деятельностью онлайн-изданий, и проблемы, вызванные кризисом.


Весной TelNews представил интервью бывшего главреда «Сотовика» Сергея Коляды, посвященное старту его нового проекта – англоязычного издания Capital&ICT о телекоммуникациях, медиа и технологиях, целиком ориентированного на внешний рынок. Руководитель «Капиталиста» рассуждал о том, как можно будет конкурировать с российскими корпунктами Reuters, Dow Jones и Bloomberg, однако если зайти на сайт проекта сейчас, к сожалению, можно будет заметить, что он не обновляется с лета.


В интервью нашему изданию Сергей Коляда рассказал о своей симпатии к англоязычной версии CNews, с которой ему, судя по всему, предстояло конкурировать, но и та в 2008 году была закрыта – вместе с блогерской платформой Live.cnews.ru и представительствами издания в Санкт-Петербурге и Казахстане. Все это произошло после запуска в начале года телеканала CNews.TV, который функционирует и по сей день (к слову, тогда же другой отличный телеканал представили «Грани.Ру» - и это не говоря о профессиональных видеосюжетах, появившихся на страницах самых разных интернет-изданий). Сам же холдинг РБК, владеющий CNews, если анализировать официальную информацию, а также прислушиваться к сообщениям в прессе и слухам, в конце года также лихорадило, и этой истории еще предстоит найти свое продолжение в свете неподтвержденной на данный момент информации о покупке контрольного пакета РБК холдингом «Газпром Медиа».


С другой стороны, РБК поджимали (и продолжают делать это сейчас) новые конкуренты. Конечно, в данном случае речь идет о запустившихся почти одновременно онлайн-изданиях BFM.ru и dailyonline.ru во главе с Антоном Носиком и Рафом Шакировым соответственно. За месяц до них был запущен симпатичный информационный проект Infox.ru, неоднократно становившийся с тех пор первоисточником различных новостей, которые позже тиражировались другими изданиями. В нише IT появилось издание iToday.ru, пообещавшее составить конкуренцию в том числе и офлайновым СМИ. Не стоит забывать и об интересном проекте Ивана Засурского «Частный Корреспондент», также стартовавшем в 2008 году.


Как показывают примеры CNews и РБК, в прошедшем году не всем российским интернет-СМИ пришлось легко – и вовсе необязательно это было связано с пресловутым кризисом. В частности, летние заявления Top4Top о фонтанирующем идеями Дмитрии Диброве спустя пару месяцев сменились сообщениями о массовых сокращениях на проекте и его реструктуризации. Упавшую осенью посещаемость Life.Ru слухмейкеры также связывали с якобы имевшими место сокращениями в штате и чуть ли не подготовкой портала к продаже, однако в интервью TelNews руководитель проекта Ашот Габрелянов сообщил о мощнейшей DDoS-атаке. Как известно, подобные нападения на российские интернет-СМИ были распространены ранее, во время известных событий в Грузии.


Несмотря на вызванные кризисом сокращения штатов российских интернет-СМИ, аналитики отмечают, что сложившаяся ситуация поможет онлайн-изданиям занять лидирующие позиции на медиарынке. В частности, петербургская газета «Дело» отныне будет представлена исключительно в электронной версии – надо полагать, не от хорошей жизни, но все же отчасти и в подтверждение вышеозвученного тезиса. В то же время руководство журнала для вебмастеров и владельцев онлайн-бизнеса «Терминал.Ру» решило приостановить выпуск издания в бумажном и электронном виде.


О том, как кризис лишает сотрудников онлайн-изданий работы, писалось немало: в частности, TelNews заострял свое внимание на истории с KM.RU. Известно также, что ведущий музыкальной колонки во «Взгляде» Вадим Пономарев, также известный как Гуру Кен, вместе с несколькими коллегами перешел в штат упоминавшегося выше «Частного Корреспондента». С его именем связана другая история, показательная для современного отечественного рынка интернет-СМИ: портал «Шоу-бизнес.Ру» официально обвинял музыкального критика в воровстве текстов для собственного сайта NEWSmusic. Борьба за права на интеллектуальную собственность в онлайн-изданиях велась и другими представителями отрасли: на слуху были сообщения о претензиях «Правды.Ру» к новостному агрегатору Newsland и 300 тыс. рублей, которые фотографу удалось отсудить у портала «Арендатор.ру».


С другой стороны, российские интернет-СМИ в течение всего прошлого года были объектом как никогда пристального внимания властей – и дело здесь даже не в ноутбуке президента, читающего Lenta.ru или его высказываниях в защиту свободу слова в Сети. Всплывший зимой нашумевший модельный закон «Об Интернете», положения которого даже не хочется лишний раз цитировать, стал предвестником так и не принятых поправок в закон «О СМИ», предлагавших волшебным образом превратить в интернет-СМИ все худо-бедно посещаемые сайты, тем самым обязав их нести ответственность наравне с «настоящими» изданиями. Этот вопрос, по сути, не решен и до сих пор, хотя не так давно депутат Слуцкер и выступил с очередным заявлением о неких привилегиях для зарегистрированной «в органах» онлайн-прессы.


Как бы то ни было, TelNews хотел бы пожелать всем действующим и только готовящимся к запуску российским интернет-СМИ с честью выйти из заведомо тяжелой финансовой ситуации и заслужить внимание самой широкой аудитории, не забывая при этом об этических принципах журналистики. На один из них, касающийся внешнего вида и содержания размещаемой на страницах издания рекламы, в 2008 году периодически обращал внимание главный редактор BFM.ru Антон Носик. Он же стал и первым из представителей отрасли, поделившихся с TelNews своим мнением об итогах прошлого года для российских интернет СМИ и давших свои прогнозы на год наступивший.


Антон Носик, главный редактор BFM.ru:


- Наиболее заметными в 2008 году успехи Lenta.ru и неудачи РБК. Lenta.ru совершенно органически вписалась во все информационные истории года, от футбола до Цхинвала, и без копейки вложений в маркетинг утвердилась в общественном сознании как главный новостной канал думающего класса. Медведев своим видеороликом с Lenta.ru на президентском мониторе лишь зацементировал общее настроение. А РБК, чемпионы кризиса 1998 года, в нынешнем сезоне зачем-то решили надуть государственнические щеки и вместо информации гнать в эфир пропаганду. Те их финансовые проблемы, о которых сейчас столько пишут, ничтожны по сравнению с этой эпической изменой жанру, изменой всему, что помогло им состояться.


Я думаю, что будет меньше денег, меньше бюджетов, будет давление власти на учредителей СМИ, но в кризисную эпоху информация – сырье стратегическое, так что для независимой прессы наступают интересные и судьбоносные времена. Я рад, что снова работаю на этом рынке.


Ашот Габрелянов, руководитель Life.RU:


Думаю, что в 2009 году мы увидим гораздо меньше инвестиционных интернет-проектов. В 2008 году было много очень успешных и откровенно провальных запусков интернет-СМИ. Очевидно, что стартаперы и инвесторы наконец-то начали задумываться о монетизации. Ключевым трендом 2008 года в СМИ, несомненно, стало видео. Это Life.RU, Russia.ru, Afisha.ru и другие. Все признали, что интернет-СМИ будущего обязано включать в себя все форматы мультимедиа.


Полагаю, что сохранится тенденция роста рынка рекламы, однако не в таких объемах, как раньше. И это будет происходить, скорее, по причине перераспределения рекламных бюджетов из «печатки», радио и ТВ в Сеть. Думаю, в большей степени это коснется Москвы и Питера.


Надеюсь, что государство создаст институт права СМИ, который позволит регулировать вопросы авторских прав в Сети.


Павел Власов-Мрдуляш, директор iToday.ru:


Во-первых, онлайн-СМИ стали заметно больше зарабатывать. Причем заработанное не превращается в дивиденды акционерам, а инвестируется в контент и развитие проектов. В этом году, до кризиса, ведущие издания активно расширяли штат, запускали новые сервисы и проводили рекламные кампании. Читатели, думаю, остались довольны.


Во-вторых, с развитием каналов доступа к Сети СМИ стали давать все больше мультимедийного контента. Если раньше онлайн-СМИ сравнивали с печатными - и те, и те занимались текстом и иллюстрациями - то в этом году была заложена база для будущих сравнений с ТВ. Учитывая деградацию телевизионной журналистики в России, у Рунета есть хороший шанс на качественный прорыв в этом направлении. А за ним наверняка последует приток видеорекламы.


В-третьих, к сожалению, так и не были прекращены игры в нагон трафика, партнерские обмены с желтыми заголовками и т.п. «серые» методы продвижения. Ими занимаются практически все, конца и края не видно. Это такой родовой порок отечественных онлайн-СМИ, который очень хотелось бы преодолеть - но непонятно как, ведь сейчас он присущ даже государственным медиахолдингам и крупным издательским домам.


Есть два варианта развития кризиса. Первый - дефолт образца 1998 года, катастрофический для всех образцов экономики. Но пока стране, вроде бы, удастся его избежать. Второй - падение в течение года-полутора с последующим плавным ростом. Некое подобие этого мы наблюдали в постдефолтные 1999-2000 годах, и именно тогда окрепли лидеры сегодняшней прессы.


Думаю, что ровно то же должно произойти в ближайшие год-два с онлайн-журналистикой - сетевые проекты догонят и, возможно, даже обгонят по бизнес-показателям и качеству контента традиционные издания. В этом Рунету помогут рекламный рынок - в печати он, очевидно, пострадает заметно серьезнее, чем в Сети, - и растущая с каждым годам привычка читателей потреблять информацию через монитор компьютера и экран мобильного телефона.


Естественно, параллельно росту отрасли государство будет смотреть на нее все пристальнее. Регулировать онлайн-СМИ, как и любые другие СМИ, нужно, но сугубо в рамках существующего закона о СМИ. Если власть будет соблюдать его и по букве, и по духу, то ничего страшного не случится.


Комментарии
MegaIrk
MegaIrk
14.01.2009, 16:38 это спам!
0 голосов
Главное, чтобы в этом году кризис не подкосил СМИ. И как хорошо, что есть smi2. Всего ему самого лучшего
guruken
guruken
15.01.2009, 00:24 это спам!
0 голосов

Спасибо, что упомянули в своем сетевом обзоре и мои скромные колонки во Взгляде и Частном корреспонденте. Однако раз уж вы решили упомянуть нелепые претензии ко мне и ведущему музыкальному сайту страны NEWSmusic.ru - то при помощи Сети стоило бы сразу же процитировать и опровержение этой нелепицы, например тут: http://webplanet.ru/news/life/2008/08/13/newsmusic.html

Надеюсь, вы извинитесь.

А в целом - спасибо Вам за интересный и объемный анализ происходящего в Интернет-СМИ.

Гуру Кен.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
Хорошие японские шторы